Проблема глубины корней эпоса и воспроизводимости архаического клише в поэпическое время
Проблема глубины корней эпоса и воспроизводимости архаического клише в поэпическое время I. Шаманский миф. 1.Шаманский миф (повествование о странствии шамана в ином мире) есть источник мифа, сказки. Чем архаичнее произведение любого из этих жанров, тем больше общих черт с другими жанрами, и наоборот – чем больше общего, тем ближе сюжет к шаманскому мифу. 2.Место действия шаманского мифа (и сюжетов, восходящих к нему) – иной мир – мир хозяев стихий, мир совершенного знания (мудрость мертвых), мир совершенства вообще (охотник бьет без промаха). Древнейшая форма хозяина иного мира – всемудрая прародительница, чьи функции в сказке перешли к Яге. Сюжет шаманского мифа – инициатические странствия героя в ином мире и его брак с хозяйкой. 3.Со сменой мышления в конце первобытности иной мир начинает оцениваться негативно (хозяин превращается в змея-вредителя), а сюжет брака в ином мире – в отвержение героем любви богини. II. Эпос. 1.Если эпический сюжет начинается с отлучки героя из дому, то далее он так или иначе развивается по клише шаманского мифа. 2.В русском эпосе есть былина об инициатическом странствии - "Илья и Святогор": горы - типичная форма иного мира, центральное звено сюжета – поглощение и изрыгание (в роли поглотителя представлен гроб), в результате чего герой возрастает силой (Илья получает мощь Святогора) и получает магическое оружие (ср. бурятский эпос). Любовные отношения Ильи с женой Святогора – форма брака в ином мире. 3. В раннегосударственном эпосе герой, связанный с иным миром, вызывает двоякое отношение: он и желанен (как самый могучий защитник) и гоним (поскольку он необычный человек). На этот исходный мифологический конфликт затем может быть наложен социальный ("Ссора Ильи с Владимиром"). Страх перед магической силой героя приводит к изгнанию его из мира людей (мотив гибели богатырей). III. Роман (на примере "Евгения Онегина"). 1. Клише шаманского мифа (или его отдельные элементы) очень часто встречаются в литературе. 2. Анализ "Онегина" с точки зрения воспроизведения клише: Завязка – отлучка и подразумеваемая недостача (герой должен встретить героиню, обрести духовную силу). Деревня – мир, лишенный лжи и "мишуры",- аналог иного мира. Татьяна – совмещение чистой и глубокой русской души и европейской образованности – "милый ИДЕАЛ" – аналог хозяйки иного мира. Ленский – тянется к ложным ценностям (Ольга), посему неизбежна гибель. Аналог ложного героя, который обязательно наказан или убит. Настоящая любовь Татьяны и Онегина – аналог отвержения героем любви богини (сюжет воспроизводится во всех подробностях мифа). Онегин в начале IX гл. – духовно изменившийся и потому чуждый свету. Его духовная сила не находит применения. Аналог судьбы архаического героя в раннегосударственном эпосе. Неудивительно, что именно в "Евгении Онегине" базируется понятие ТИПИЧЕСКОГО. Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://venec.com