Секс, алкоголь и политика в Древнем Вавилоне
26 февраля 2012 года
Клинописная табличка, расшифрованная немецкими и израильскими учёными, свидетельствует о том, что жителей Древнего Вавилона больше всего занимали три темы - секс, алкоголь и политика.
Группа учёных из Лейпцигского университета и Еврейского университета в Иерусалиме расшифровали древневавилонскую табличку, датируемую двумя с половиной тысячами лет до нашей эры. Клинописный текст на аккадском языке оказался сборником загадок. В отличие от большинства найденных в Месопотамии документов, содержащих выдержки из законов или информацию о хозяйственной деятельности, эта табличка дала исследователям редкую возможность пролить свет на повседневную жизнь Древнего Вавилона.
Часть загадок посвящена политической жизни и, в частности, взаимоотношениям власти и народа. "Он вырвал ему глаза, но человек ещё не умер. Он разрезал ему горло, теперь человек умер. Кто это?" Ответ: правитель.
"Эта загадка описывает власть правителя, а именно его полномочия в качестве судьи, который приговаривает к смертной казни, - отмечается в докладе исследования. - Мы можем проследить в этом политическую критику, а также гнев по отношению к политикам. Также в этой загадке может быть выражен политический юмор".
Некоторые загадки посвящены пиву, которое к тому времени стало самым популярным алкогольным напитком Месопотамии. "В твой рот и твои зубы постоянно смотрит измерительный сосуд богов. Что это?" Ответ: пиво
Следует отметить, что древние жители считали его напитком богов. В своде законов Хаммурапи, которые датируются 1700 лет до нашей эры, пиву даже посвящена отдельная статья, регламентирующая его торговлю.
Исследователи отмечают, что во многих загадках, так или иначе, прослеживается тема сексуальных отношений, которая, судя по всему, была особо обсуждаема в древнем обществе. "Отцветшая девушка больше не забеременеет, но не начавшая цвести стала беременной. Кто это?" Ответ: вспомогательные войска.
Обычно в их ряды вступали мальчики и подростки, которые имели возможность наряду с опытными воинами проявить себя в бою.
По мнению израильского историка Натана Вассермана (нем. Nathan Wasserman), принимавшего участие в исследовании, расшифрованный текст показывает, что социальная жизнь в Древнем мире была вовсе не так далека от современных реалий. "Загадки, точно так, как пословицы и басни, помогают заглянуть в умы древних жителей в обход монолитным государственным идеологиям и религиозным учениям, - говорит учёный. - Поэтому неудивительно, что нам хорошо понятен этот текст, написанный в редком жанре".
Источник: Русская Германия